kurakin_alex

Category:

Норвегия. Лофотены. Картинки & short summary...

Вернулись... Отчет писать не буду, видимо время когда хотелось изливать мысли в виде пространной писанины ушло. Фотографий тоже не так много. С последнего летнего большого путешествия прошло три года и очень хотелось теперь пить все это взахлеб не делясь ни с кем. Но несколько закатов, дорогу, горы, маяк, китов - да, покажу конечно. Норвегия замечательная и некоторое саммари для желающих посетить тоже накидаю. Может кому поможет. Все не так страшно с точки зрения денег, как это казалось изначально.

Первое, что обращает на себя в Норвегии - горы. Они не похожи ни на одни горы которые я видел до сих пор. Разновеликие вершины тянутся куда-то вдаль, снежники на вершинах. И вся эта красота на фоне моря и густых лесов. Это и не Кольский, и не Урал, и не Монгольский Алтай. И не Кавказ конечно. Горные пики все не похожи друг на друга. Есть острые, вздымающиеся прямо в небо, есть пологие поросшие елками, переходящие в отвесные скальники. В общем взгляд цепляется за каждую вершину на горизонте, облизывая по контуру и возвращаясь снова. Эти горы не надоедают. Завораживают. Хотя как горы вообще могут надоесть, о чем это я...

Отправляясь в одну из самых дорогих стран Европы, я набрал с собой стандартный набор нищеброда путешественника. А конкретно: 10 банок тушенки, рыбные консервы, макароны, сублиматы, доширак, кофе/чай, запас разнообразного алкоголя. Сковородку, котелок, джетбойл, десятилитровую канистру под запас воды. В общем собрался как всегда. Ничего нового. Главной ценностью на борту были 270 литров российского дизеля. Это штатный запас топлива Котобуса на 2000+ километров автономного хода. Конечно были взяты спальники, палатка, теплые вещи. Единственное что я выложил - бензопила. И вдруг в этот момент понял, Котобус еще никогда не уезжал от своей бензопилы так далеко. За все годы своей жизни она всегда была внутри. Жить мы сразу собирались где придется. Ничего заранее не бронировалось и не планировалось. Почти полный фрирайд. Единственное что было куплено за две-три недели - билет на паром Турку-Стокгольм. Стоило все это удовольстве за трех человек + Котобуса нестандартной длины = 37 евро (тридцать семь евро). На границе финны задали единственный вопрос: куда собрались? Ответ "Стокгольм" их не смутил. На вопрос "адрес проживания" я честно ответил - "мы в кемпингах планируем жить". Этот вариант не смутил нисколько хранителей еврограницы и мы вкатились на территорию потенциального противника с полным набором автономного жизнеобеспечения. И вы знаете... там так все путешествуют. И немецкие пенсионеры, и французские многодетные семьи, и швейцарцы, и ирландцы.

Цены на топливо растут по дороге в Норвегию вместе с пройденными километрами, поэтому я дозаправился в Финляндии, перед погрузкой на паром (1,39 евро за литр). Потом доливал уже на границе с Норвегией, на шведской стороне (1,56 евро за литр), через 900 километров. В этот раз пришлось залить уже около сотни литров, поскольку в Норвегии цена еще больше (что-то около 1,7 евро за литр). В итоге, в Норвегии я не заливался, да и в Швеции тоже больше не пришлось, а дозаправился (около 60 литров) на обратной дороге, только в Финляндии. Кроме топлива еще существенной тратой был билет на паром Bodo - A. Что-то около 120 евро за троих с машиной. Можно было не пользоваться паромом, объехать все своим ходом, но это 360 км пути и время, которого у нас было не много. Поэтому второй раз мы воспользовались морской переправой.

Ситуацию с платными дорогами в Норвегии мне так и не удалось до конца понять. Мы знали, что маршрут пройдет по нескольким небольшим участкам платных дорог. И почитав немного о том что и как там устроено, я зарегистрировался на сайте https://www.epcplc.com/ Прописал там себя, Котобуса, привязал карточку, в общем сделал все чтобы оплата происходила автоматически со счета. Дело в том что в Норвегии (по крайней мере там где мы ехали) нет пунктов сбора наличных денег. Там вообще многое автоматизировано, "женщину убрали автомат поставили" и все такое... Камера, которая сама считывает номер и потом тебе присылают счет или сразу списывает бабло с карточки. Такая система. Короче говоря, ничего не списалось, ничего пока не прилетело, хотя проезжали под этими камерами три раза и по идее должно было списаться что-то около 8-10 евро. В Швеции платных дорог не видели, в Финляндии тоже. Самая дорогая трасса, как оказалось, из Москвы в Питер. Включая М11 и ЗСД (кажется так называется питерское кольцо) всего отдали около 1000р, плюс столько же по пути обратно. М-11 оставила сложное впечатление. Вроде все построили, но разворотов нет, технологических разрывов в отбойнике нет (случись что не понятно как скорая или пожарка поедет), связи местами нет, на немногочисленных автоматических заправках очереди из 10-15 машин.

Как я уже писал, четкого плана движения и ночевок у нас не было. Обычно в семь - восемь вечера я еще не знал где мы встанем на ночевку. И меня это совсем не беспокоило. Даже наоборот, давало чувство полной свободы перемещения. Дело в том что на Лофотенах большое количество кемпингов. Но помимо этого, вставать с палаткой можно везде, где только не запрещено. Этот факт сложно понять нашему человеку, привыкшему к обратному правилу: "разрешено только то, что не запрещено". Там все как-то ровно наоборот. Разрешено все что не запрешено. А если все-таки что-то запрещено, об этом напишут по нескольку раз. Хочешь вставать с палаткой возле дороги - вставай. Почти все парковки бесплатные. Есть private parking places, но все они обозначены достаточно четко. Хочешь палатку на пляже - пожалуйста, только следи за приливной полосой. Там где вставать нельзя будет обязательно знак "no camping". Машиной нельзя давить тундру, но это понятно без напоминаний. Валить бензопилой сосны и устраивать "кастрик" метра два у меня и в мыслях не было, вроде и так понятно что не стоит. Кемпинги устроены таким образом, что люди платят в первую очередь не за возможность просто встать на ночевку, а за красивое место, за большую поляну где можно разместиться большой компанией. Туалет всегда бесплатный (для всех), питьевая вода всегда бесплатная в любой количестве (для всех). Душ, который всегда актуален для путешественников и особенно возле моря, может быть на территории кемпинга, но скорее всего оплачивается отдельно. И это на самом деле удобно, поскольку ты со своей бесплатной стоянки можешь придти и помыться утром отдав евро за такое удовольствие. По ценам на кемпинги у нас получалось от 1100р в Швеции, до 2400р в Норвегии, всего за трех человек + машину + палатку. Учитывая что ночевали мы в кемпингах примерно в 30% случаев, то вышло вполне бюджетно. То есть за проживание мы всего отдали наверное... ну 200 евро максимум, скорее всего меньше. Все кемпинги снабжены указателями, и заметны по цветастой тусовке туристов. Для сомневающихся еще раз: есть возможность там жить не платя совсем ничего за постой. Как в машинах, так и в палатках. В то же время ночевки в гостиницах, аренда домиков/комнат очень дорого стоят. Прямо вот очень, можно даже не пытаться. UPD. Посмотрел сейчас выписку из банка, чуть больше 8тр ушло всего на кемпинги.

О денежной составляющей путешествий никогда не писал, но тут просто не сдержался, сорри. Очень хотелось донести мысль, что Лофотены могут быть дешевле и ближе чем вы себе представляете. Давайте про погоду теперь немного расскажу. Нам откровенно повезло. Местные в один голос утверждают, что мол "у нас тут всего семь дней в году солнце, остальное все дожди, туманы и дубак". Мы попали ровно на эту солнечную неделю. За полярным кругом Солнце палило как из пушки, мы буквально изнывали от жары, загорели все как на юге. Дождь покапал полчасика только в последний день перед отъездом. Я купался два раза, хотя море прохладное. Теплые вещи конечно необходимы. Это скорее всего было исключение из правил, на которое полагаться нельзя.

Про дорогу Е-10, которая идет через все острова и заканчивается в глубине Швеции уже писал. Она прекрасна. Тоннели, узкие мосты, уютные рыбацкие деревушки...

Когда-то раз, очень давно, один итальянец, с которым мы обедали в хорошем ресторане на севере Италии сказал мне такую вещь: "Алекс, возможно то что мы сейчас будем есть тебе не понравится. Но ты можешь быть уверенным, что это хороший ресторан и все приготовленно из очень качественных продуктов очень грамотными людьми которые знают свое дело. И если тебе это не понравится, то просто потому что тебе это блюдо не нравится, а не потому что это плохо приготовлено." Так вот, то же самое могу сказать про Норвегию, Лофотены и трассу Е-10. Это очень качественное блюдо, ребята. И если оно вам не понравится когда вы туда попадете, то просто потому что такие блюда вам не нравятся, а не потому что это плохо приготовлено.

Что еще удивило на Лофотенах, это огромные песчаные пляжи. Очень мелкий белый песок. Местами прямо как в рекламе Баунти. И закаты какие-то нереальные. Небо и все вокруг переливается такими красками, что люди просто стоят открыв рот и смотрят на эту красоту.

По островам проложено большое количество пеших маршрутов. И честно говоря, я бы с удовольствием побродил там под не сильно тяжелым рюкзаком. С палаткой, с горелкой, дня так на три-четыре. Чтобы по горам и долам...

А тем, упоротым, которые таскают по горам десятикилограммовые рюкзаки с зеркалками, наградой будут такие вот картинки. Упоролся. Затащил железо на гору. 450 метров над уровнем моря, на секундочку. Кто молодец? Я молодец.

Когда года три назад у нас в первый раз появилась идея поехать в Норвегию, даже не идея, а скорее мечта, то конечно одним из пунктов было увидеть живых китов. Вот кто бы мог тогда подумать что до белого медведя мне было ближе чем до кита...да... И вот три года прошло. И белого медведя теперь видел и кита. Это кашалот. Он крутой чувак. У него одна ноздря. Ноздря слева. Кашалот потому что типа не симметричный. Справа ноздри у него нет. Там справа вообще ничего нет, просто гладенько и все. :) Если вы увидите в океане китовый фонтан, который направлен не вверх, а под 45 градусов вперед - точно знайте, это кашалот. Он умеет нырять на какие-то фантастические глубины. Вот прямо сейчас на фотографии он подышал 10 минут и ныряет на полтора километра вниз. Кашалоты клевые.

Немного про магазины. Запрещеночка, санкционочка и все такое. Поскльку у них там в Норвегии, да и в Швеции тоже, давно построен коммунизм, то магазины ночью не работают. В выходные дни тоже не работают. И закрывается все в семь вечера. А купить алкоголь практически не возможно. Госмонополия. Ни разу не видел алкогольного магазина там, в обычных не продают. Я и не искал честно говоря, небольшой запас был на борту. Но на глаза даже не попадались. Вот. На жранину цены в среднем выше чем в Москве. В Швеции немного выше, в Норвегии сильно выше. Молоко скисает за сутки. Но даже не скисает, а превращается в простоквашу. Наверное натуральное, а не соевое. Кефир классный. И вообще молочные продукты очень вкусные. Сыр даже самый дешевый очень... эх... Селедка просто огонь. Много уже готовых блюд в вакууме, только на сковородку и разогреть. Мы так брали рыбные котлеты. Автостопщики с которыми общались, нахваливали масло с хлебом. Говорят только им и питались. В рестораны мы не ходили, в забегаловках тоже не харчевались. Закупаться лучше в рабочий день в большом супермаркете, или в сельском сетевом магазе, а не на заправке или на автостанции например. В "дежурных" по выходным магазинах все будет дороже и прилично.

Ну и вот еще чего хотел сказать. Три года без летнего отпуска это очень вредно и плохо. По возможности старайтесь этого избегать. Минздрав предупреждает. Но уж если вы вдруг олень, и такое в вашей жизни случилось, то Лофотены - очень хорошее лекарство чтобы все исправить. Дорогое, но доступное, весьма действенное импортное лекарство. Остерегайтесь подделок.

Мало кто знает, но автор великой истории "О Рыбаке и Рыбке", Лев Николаевич Толстой, будучи уже очень старым, после того как закончил второй том повести "Му-Му", разрыдался в голос и все-таки переписал концовку сказки. В новой настоящей версии, Дед и Бабка жили долго и счастливо у самого Синего Моря, Дед выходил в море на скоростном катере и ловил неводом крабов, а Старуха вязала внукам свитера из норвежской шерсти мериносных овец. Вечерами они сидели на лавочке, смотрели на закат, на китов, пили чай с морошковым вареньем, а дети звонили им видеозвонками в вотсап рассказывая новости.

Мой диафильм подходит к концу. Осталось всего пара кадров и зажгут свет, отдернут шторы и все будет как раньше.

Вернувшись из каждой поездки, я всегда некоторое время думаю, что снова туда вернусь. Сейчас как раз такое время...

Хотя я не амбассадор известных марок и не известный тревелблогер, но за два с половиной года заскучал по зеркальной камере. Все-таки это большое удовольствие: фотографировать под закатное солнце, проявлять под хороший блюз, и показывать что получилось под вечер.

Итак, под банальный закатик, обобщаю еще раз информацию по маршруту. Первый день: Москва-Турку. Второй день: паром Турку - Стокгольм. Третий день: Стокгольм - Умеа. Четвертый день: Умеа-Бодо. Пятый день: ранний паром Бодо-А (3,5 часа) Лофотены. С шестого по двенадцатый день: Лофотены. Двенадцатый - Пятнадцатый день: отскок домой. Обратно ехали через Швецию+Финляндию. Без паромов, своим ходом. Весь маршрут что-то около 6300-6500.

Полезные ссылки, которыми пользовались. https://www.epcplc.com/ - Платные дороги Норвегии. Регистрация авто, себя, привязка карты; https://www.vikingline.ru/ - Паром Турку-Стокгольм. Цена на каюты в российской версии сайта почему-то дешевле чем в англоязычной. Мы каюту не брали, но может для кого-то такой лайфхак будет актуален.; http://www.torghatten-nord.no/ - паром Бодо-А.; http://norgeskart.no/ - подробные карты Норвегии.; https://www.acsi.eu/ - полезное приложение для телефона по поиску кемпингов. Кемпингов в реальной жизни на порядок больше, но в приложении проверенные, с ценами, услугами, подробная инфа.; http://granitsa-online.com/Pages/Data/AllPostsData.aspx - время прохождения границы в режиме онлайн.; С чем вот так и не получилось разобраться: приложение DNT Medlem. Это бронирование лесных домиков по пешим маршрутам. Там все на норвежском, понять чего к чему совершенно не реально. Если кто-то расскажет что и как пользоваться буду очень признателен.

Еще чуть-чуть Лофотен и Норвегии... обычный пляж Лофотен. Белый, чистый песок, нереального цвета вода.

Валюта в Норвегии своя. Норвежские кроны. Красивые разноцветные бумажки и монетки с дырочками. Наличные деньги практически не используются, все по карточкам. Ехать туда с евро нет никакого смысла. Банков-обменников я так и не встретил. Лучше брать карту и расплачиваться безналом, а если встретите банкомат (это тоже редкость) - снять небольшую сумму на всякий случай, на размен (в душевой автомат, например). В Швеции тоже своя валюта - соответственно шведская крона. Эти деньги я так в руках и не подержал. Финляндия живет в еврозоне.

Макс @maximkonovalov и Янка @yanka_geo, спасибо вам за компанию, за маршрут, за баню, за приключения на заправке, да и вообще! Было офигенно. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded