mralex (kurakin_alex) wrote,
mralex
kurakin_alex

Северный Урал. Вишерская дорога. Часть 3.

 Флешбек 2. 

  Было у нас с дедом и несколько Больших автомобильных путешествий. Пушкинские места, город-герой Брест, Минск… Все это, по тем временам, несусветно далекие от Клайпеды земли. Скорости были не те что теперь, автомобили передвигались медленнее. Там где сейчас летают 160, тогда ехали 80. Ехали мы неспешно, останавливаясь в кемпингах, иногда просто съезжая с дороги на берег речки или озера. Единственным требованием было наличие на месте стоянки сена, для установки палатки. Сено было мягким и приятно хрустящим, а его аромат, замешанный на запах прокопченого костром палаточного брезента дарил ни с чем не сравнимые сны. 



Мне кажется, что управлять машиной я научился именно тогда. Сидя за спиной у деда, я выглядывал из-за левого плеча, смотрел на приборы, на педали, и на дорогу. В шесть лет я понимал дорожные знаки, знал на какой скорости надо переключать передачи и сидя на заднем сидении мысленно повторял все движения деда, попадая с ним в такт. Первый раз меня пустили за руль в четырнадцать лет. На постижение искусства "трогания с места" ушло совсем не много времени. Дед тренировал меня под большим секретом от домашних. Вечерами мы ездили на площадке, отрабатывая старт, развороты и движение задним ходом. Однажды не помню уже куда именно ехали, дед остановил машину на обочине, мы с ним не сговариваясь вышли и поменялись местами под охание мамы и бабушки. Даже для официальной версии "обучение вождению", выдвигаемой перед сотрудниками ГАИ, я был маловат. Учиться можно только на специально отведенных площадках, и конечно же по достижении хотя бы шестнадцатилетнего возраста. В пятнадцать я уже на пару с отцом, вполне уверенно гнал наш первый собственный автомобиль из Литвы в Москву. Ехать было страшновато. 1991й год. Всего месяц назад расстреляли пограничный пост на границе с Литвой, только что провалился путч, по дорогам баловали бандиты. Но это было самое настоящее приключение. 
  
Отлично помню чувство свободы, настолько острое, что сердце замирает. Первое сентября, одноклассники там в Москве выстроились на линейке около школы и вот сейчас идут в класс. А я где-то под Минском сам за рулем, мчусь по пустому шоссе и опавшие листья желтеющих уже придорожных тополей вихрем бегут за машиной. Сейчас вспоминаю и невольно улыбаюсь… до чего это было хорошо.
Продолжение.
  Чердынь, старинное купеческое село. Самый первый русский город на Урале. Когда-то здесь кипела жизнь, процветало судостроение и торговля. С верфей сходили баржи, а купцы, не знавшие что такое "откат", словом и делом крепили экономику края. Когда размышляю о том далеком времени, я всегда думаю что нас всех крепко обманули. Обманули непоправимо и на всю жизнь, вбивая в голову образ России как дремучей, отсталой страны. Фильмы, книги, вся идеология которая начиная с детского сада и школы заползала в неокрепшие мозги построила картину настолько далекую от реальности, что большинство этого даже не замечает. Некогда оживленные поселки, прекрасная архитектура, развивающаяся промышленность, серебрянный век русской поэзии, все это было не мыслимо построить в неграмотном, немытом, отсталом государстве. И когда я слышу о купцах, вкладывающих собственные деньги в развитие образования и театра родного края, мне до слез обидно что за столь короткий срок (меньше ста лет) удалось выкорчевать с мясом уклад жизни на котором росли наши деды и прадеды. 

Чердынь, вид на реку Колва.


Чердынь, центр города.


  В краеведческом музее помимо прочего встретилась интересная картинка. Она висела среди старых, от руки нарисованных карт и схематично изображала древние пути через Урал. Наш путь назывался Вишерской дорогой. 

  Сложно сказать реальная это старая карта, или упрощенная современная схема. Тем более сложно себе представить как по той дороге что мы в последствии рубились несколько дней может проехать телега с товаром. Спросить экскурсовода я почему-то не догадался, теперь жалею. Вполне возможно, хотя это только мои предположения, Вишерская дорога использовалась в качестве зимнего пути, или контрабандной дороги в обход "официального" Бабиновского тракта. Летом она все же выглядит непроходимой для того времени, хотя следы старых гатей встречаются. 


  Время к вечеру, мы прощаемся с гостеприимными чердынцами и наполненные впечатлениями вываливаемся на асфальт, с целью добежать чуть больше ста километров до Красновишерска. Погода прекрасная, весело катим. Вдруг в рации: "Ребят колесо взорвалось". Оп-па. Похоже приехали. Белый стоит на трех колесах и чешет затылок. 

  Быстро ставим запаску. Запаска уже с грыжей, да еще направленный Симекс смотрит в другую сторону. Делать нечего, до Красновишерска не так далеко как-нибудь доедем. Там будем думать что делать дальше. Далеко мы не отъехали. Километра через три раздается характерный хлопок. Подъезжаем, та же картина. 


  Теперь уже вечер перестал быть томным. Ситуация критическая. У всех машин разные колеса. У 70ки 33х12.5, у деффа 33х10.5, у меня 35х12.5 но на 15х дисках, а нужен 36 на 16ом диске. Мои диски Белому на задние колеса не лезут, у него дисковые тормоза. Поэтому перекидываем зад на перед, ставим ему мою запаску и прихрамывая выдвигаемся дальше в Красновишерск, попутно обзванивая уже всех кого можно с просьбами о помощи. 
  Картина с разными колесами была нам ясна с самого начала. Это был нюанс о котором мы помнили, но надеялись что как всегда "пронесет". Не пронесло. Шанс найти в Красновишерске пару 36х симексов равен вероятности приземления инопланетян прямо к нам в лагерь с комплектом резины на борту. 

Не смотря ни на что мы не унывали. Найдя хорошую стояночку километрах в десяти от города прямо под камнем Ветлан, колобродим до поздна, и думаем как менять маршрут. Первоначальные планы уже трещат по швам. 

Камень Ветлан



Команда уходит в отрыв.

  Спасибо большое всем кто откликнулся на наши сигналы SOS. Жене John, Вовке-Субару и всем всем всем. Димыч, я думаю, про эти моменты более подробно напишет, он общался и с Екатеринбургом, и с Пермью, и с Москвой. 

Каждая поездка приносит что-то новое. Никогда не получается предугадать что ждет за поворотом. Даже если все продумано, все просчитано и ничего не забыто, дорога подкидывает задачку над которой приходится попотеть. Кто мог подумать что два Симекса, откатавшие на этих дисках 20 тысяч километров взорвуться одновременно? 

Утро принесло хорошие новости. Резина нашлась в Екатеринбурге. Комплект King Cobra 35". Садимся думать как теперь ее оттуда забирать. Cardinal на четырех передачах, тихоход. Тем более класть огромную резину в коротыша совсем не получится, даже если всем вместе дуть в выхлопную трубу. 

Утренние переговоры

Белый: "Сань, давай перекинем твою резину на Мустанга и погоним асфальтом до Тагила. Там нас встретят." 

Я: "Нахрена перекидывать резину если можно поехать на мне?",

Белый: "А у тебя багажника сверху нет, багажник только у меня".

Я: "Вообще-то, да. Я не увезу. Ну ОК, давай перебрасывать."

Все: "Да, да, багажник нужен".

Вот так произошло эпическое, массовое впадение в идиотизм всех участников похода. Вчерашние разговоры про то что 15е диски Белому не налезут, выветрились начисто Уральским ветром. 

Проходит около часа напряженной работы, все пыхтят, катают колеса, скрипят домкратами. Котобус нетвердо баллансирует на чурбачках. На нем ни одного колеса. Все прекрасно. 

Юльчик аккуратно интересуется: "А колеса-то влезут?" 

Немая сцена. 

Белый бьется головой о различные предметы, все ржут до слез. Делать нечего, ехать надо Юрке на Дэффе. Промеряем заднюю дверь, вроде должны залезть. 

Ребята улетают в ночь. 

  Тут надо сказать еще об одном обстоятельстве. Накануне Катька видимо съела что-то не то. Утром все признаки отравления и температура 38.5. Учитывая что человеку 9 лет, не понятно чем все это закончится. Наш героический боцман был напоен лекарствами и уложен спать. Сколько мы вместе прошли больших и маленьких походов, никогда ничего подобного не случалось. Она с нами кочует пять лет и набор лекарств "на всякий случай", который поначалу занимал чуть ли не пол-кузова, теперь в виду отсутствия инцидентов сократился до приемлемого минимума. Сутки спустя температура спала, глаза повеселели, отпустило. 

  Вечер проходит в ожидании новостей от Юры с Димой. Володя пока ловит рыбу, варим уху.

Улов



Утром густой туман заволакивает Вишеру, скрывает за пеленой Ветлан. Не холодно, но сыро. Накрапывает дождик. Около восьми утра приезжают ребята.

Туман над Вишерой



Ветлан в тумане



Ночной прострел по асфальту обошелся без приключений, если не считать неудачную попытку Юрки перевернуть Дэфф в колее уже на подъезде к лагерю. Еще через час колеса установлены, ребят отправляем спать, а сами собираем лагерь. Пора двигаться дальше. Красновишерский шиномонтаж лихо справляется с бортированием 36х и 35х колес и около шести часов вечера мы стартуем. 

Шиномонтаж в Красновишерске


King Cobra vs Simex


  

Окончание в Части 4.


Tags: Вишерская дорога, Северный Урал, Урал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments