mralex (kurakin_alex) wrote,
mralex
kurakin_alex

Ямал, Остров Белый. Полярка и газовики. Окончание.



Оставшиеся фотографии в куче и сумбурный рассказ о полярной станции им. Попова и газовом промысле Бованенково.


Полярная станция имени Попова находится на широте 73 градуса 19 минут северной широты. Это самая северная точка нашего путешествия. Ощущения от этого места у меня остались настолько мощные, что не берусь как-то внятно описать. Действительно край земли. На станции постоянно живут четыре человека. Начальник Николай Иванович Никонов, метеорологи Николай, Людмила, Владимир. Жизнь там, понятное дело, суровая, хотя все сделано чтобы как-то скрасить быт и смягчить условия. Связь с большой землей по телефону, есть ограниченный порезанный интернет. Раз в год заходит теплоход "Михаил Сомов", чтобы забросить продукты и топливо. Пару раз в год прилетает вертолет с каким-нибудь начальством. И это все.
Остальное время станция фактически отрезана от мира. Телевизор, телефон, кое-какой интернет и электронная почта через спутник. Электропитание от дизеля. Попробуйте это себе представить. Туда не приезжают случайные машины, нет попуток, нет заезжих ненцев, охотников, рыбаков. Ничего. Это настоящий астероид, затерянный во льдах на Крайнем Севере. Действительно Крайнем Севере. До северного полюса оттуда чуть меньше двух тысяч километров. До Новой Земли на запад около 400км, до Диксона примерно столько же, только на восток.






Историю про полярного пса Боцмана, который увязался с пермскими джиперами и доехал до самого Салехарда все уже знают, нет смысла пересказывать наверное. Когда мы приехали, вахту нес оставшийся без Боцмана один, достаточно молодой пес Ямал. Очень добрый, не привыкший к человеческой ласке собакин. Я его гладил, а он неловко тыкался носом мне в лицо, не решаясь лизнуть. К собакам здесь иное отношение. Здесь это рабочая собака. Он отгоняет медведей. Другого смысла его жизни не существует. Однажды он состарится, или заболеет и не успеет увернуться от медвежьей лапы. Такая работа.





Рабочая комната метеоролога. Здесь все необходимые приборы, связь, регламенты и журналы наблюдений.



Кают-компания. Кухня, гостиная, столовая, все в одном.





Белые медведи приходят сюда почти каждый день. Нет не в гости. Они просто проходят вдоль берега мимо. Идут куда-то одной тропой в поисках пищи. Обитатели станции к этому привыкли. "Идут мимо, у них там тропа за маяком... Никто не знает куда и зачем они идут. На саму станцию бывает и заходят, но не часто." Выходить со станции по-одному категорически запрещено. Только вдвоем, только прихватив ружье и фальшфейер.





Вот на этом месте меня очень круто проперло. Ровно в этом месте, за маяком начинаются владения белого медведя. Там дальше нет ничего. Это край астероида, край земли. Было ощущение, что заглядываю куда-то в бездну, как на карнизе возле отвесной скалы. Космос... не знаю как вернее описать это чувство. А по картинке так наверное и не скажешь.



Не часто знакомишься с такими людьми. Николай Иванович - действительно глыба. Из той породы людей, которых язык не повернется назвать просто по имени. Две командировки в Антарктиду, вся жизнь связана с Арктикой. Перепечатывать его биографию не стану, кому интересно - найдет в интернетах.







В Бованенково нас взяли в оборот ребята из Газпром-Добыча-Надым. Этот эпизод был неожиданным и очень приятным. Нам залили топлива, отпарили в бане, провели экскурсию по газовому промыслу. В какой-то момент было ощущение, что "крупную_московскую_экспедицию" не за тех приняли и пора делать ноги отсюда. Пока всю нашу банду раздолбаев не вывели на чистую воду. Реально это было круто. Нас провели в святая святых Бованенково - на пульт управления, в зал вводных ниток, в зал компрессорной станции, на сам куст скважин. Только сказали не выкладывать в интернет цифры, показывающие количество добытого газа. Ибо, в них скрыта главная тайна мальчишей-кибальчишей. И не использовать фото-вспышки в залах. Потому что система пожаротушения автоматически реагирует безотказно и заливает все пеной на раз, не спросив разрешения.

Всем выдали каски. Идем по территории промысла с понтом дела такие - газовики.


Куст скважин.



Скважина. Рабочая.



Зал вводных ниток. Эти трубы идут со скважин. Здесь газ очищается, охлаждается и отсюда подается в магистральную трубу. Да, оказалось что у метана нет запаха и все тут ходят обвешанные датчиками газа.


Турбина, которая вдувает газ в магистральную трубу. Работает тоже на газу. То есть автономная хрень.





Самая северная железнодорожная ветка, ведущая из Лабытнанги в Бованенково по вечной мерзлоте. В особо проблемных местах (а их немало) вокруг полотна вбивают специальные термокомпенсационные трубки, в которые закачивают жидкий азот. Чтобы дорогу не выдавливало летом и не вело винтом рельсы.



Слева - жд ветка, справа - автомобильный мост. Автомобильная дорога дальше поворота на Новый Порт сейчас не нужна. Никто кроме "диких" частников (мы таких встретили на выезде, ниже расскажу) по ней не ездит. Газпром все завозит по железке, автодорога в любом виде им просто без надобности.



Заброшенная буровая. Что тут случилось не понятно. Но все брошено как есть, даже трубы не сняли, собрались и уехали. Вокруг пустота. Это самый дальний край Ямала. До берега не больше 40км. Сайлент-хилл какой-то. Очень мрачное местечко.




Олени неподалеку от ненецкого чума. Олени оказались низкорослыми, небольшими животными. В моем представлении они были размером с лося и такие же домашние, как коровы. Нет, это полудикое животное совсем небольшого роста. Я пытался их кормить хлебом. Кося выпученным глазом, постоянно шугаясь на каждое мое неверное движение, они боялись подходить близко. Мужской олень называется быком, а женский - важенкой. Через несколько минут осторожных попыток подманить их булкой, одна важенка то ли самая глупая, то ли самая умная, но явно выделяющаяся из группы животных обломанным рогом и белой мастью, подошла и взяла хлеб прямо из руки. Нос у них покрыт длинной жесткой щетиной, очень прикольные зверюги.





Мы стояли возле поворота на Новый Порт, ждали ребят и пили чай с печеньем. До Лабытнанги оставалось что-то около 170км, мы понимали что уже практически вышли в цивилизацию, под колесами была жесткая отсыпка. За железкой, в паре километров от нас происходила неистовая движуха разнообразной техники. Самосвалы, трубовозы и другие грузовики ездили туда-сюда, в направлении Нового Порта. За нами в нескольких километрах отсыпка заканчивалась и начинался дикий след зимника. Мы только что вылезли оттуда, руки наши были грязны, рожи небриты, мы насквозь провоняли соляркой и не только...
Сидели, пили чай с печеньем, которое купили в Бованенково за 450рублей. Я вчера нашел такое же в московском магазине - 85 рублей ему красная цена.
Небольшое отступление...
На картинке - Ямальский Газовый Баллон. Знаковое место. Просто знаковое, потому что кроме него вокруг ничего нет. Это типа знак для тех кто идет с Салехарда. Налево пойдешь - в Байдарацкую придешь. Прямо пойдешь - в Сеяху придешь. Таким мы его увидели 01 марта. Не пытайтесь рассмотреть на картинке что-то еще, там ничего нет. Читайте дальше, будет понятно при чем тут баллон. Первого марта мы поехали прямо, чтобы 18 марта приехать с левой стороны.


Тот же самый баллон 18 марта. Погода получше и можно увидеть где заканчивается небо и начинается земля.


Сидим значит пьем чай с Валей. Вдруг видим как через жд переезд в нашем направлении движется колонна из четырех Уралов. Два длинномера и две вахтовки кажется было. Мы оживленно стали обсуждать вопрос - куда они идут.
Через пять минут они подъехали. Из головной машины вылез паренек. Подходит. Физиономия усталая, руки закопченые. "Ребята, как в Сабетту проехать?"
Валя, помнится, подавился печеньем, а я расплескал чай. Такой вопрос был настолько же странным, как если бы вас на МКАДе спросили "как проехать в Марракеш". То есть, подразумевается, что человек, собравшийся в такое путешествие должен понимать куда и как он едет.

- Ну вы правильно поехали, да. Вот дальше туда, откуда мы идем, вам двигаться около пятидесяти километров. Там увидите в снегу ржавый газовый баллон. Накатанный след будет налево (на Байдарацкую), а вам прямо на Сеяху. Мы там вчера видели Урал, след наверное еще не замело, бился он отчаянно... Ну вот до Сеяхи дойдете, а потом дальше на Сабетту еще примерно столько же.
Видим в глазах парня некое замешательство.
- А там отсыпка есть? Дорожники работают? Нам сказали что до Сабетты 150-200 километров.
- Вы что, парни, какая отсыпка? До Сабетты вот прямо отсюда где мы стоим что-то около 400 километов дикой колеи. Вам до Сеяхи идти в лучшем случае дня три-четыре, если не задует. Ну и потом еще столько же, если погода позволит.

Я старался не сгущать краски, и не сказал сразу что примерно в этом районе мы встречали Уралов которые больше двух недель бились с Сеяхи. Но задать главный вопрос все-таки было надо...
- Парни, а как у вас с топливом? В Сеяхе официально нет дизельной заправки. У вас договоренности есть или как?

Молчит...

- Просто вы смотрите, даже если вы поедете как задумано, дозаправиться в ближайшие полторы-две недели будет негде. У вас жратва-то есть на это время? А если задует, вас там и искать никто не будет. У вас спутниковый телефон, навигатор хоть что-то есть?
- Нет у нас ничего... Да, если задует - пипец... У меня двое детей...
Чувак как-то сразу все понял и скис.

Он ушел к своим. Мужики посовещались какое-то время и повернули обратно в зону приема мобильной связи. Потом мы их встретили еще раз. Видимо, задав правильные вопросы своим работодателям и получив кое-какие ответы парни решили поменять маршрут, выходить на Байдарацкую. На что мы им сказали, что этот зимник официально закрыт на время опрессовки трубы и нужны пропуска. Это их не испугало, судя по всему договоренности все-таки какие-то они получили после телефонного разговора.








Меньше всего мне хотелось, чтобы рассказ об этой поездке получился высокопарным, героическим и пафосным.
Не знаю, на сколько это удалось, впечатления которые меня долбанули по башке были столь сильными, что я вот только недавно начал отходить. Мы попали действительно в другой мир. Было очень круто, сложно, ярко.

Большое спасибо команде. Действительно, считаю, что это была одна из самых сильных команд этой зимой. И я очень рад что мы съездили в таком составе. У нас все получилось. Да, были какие-то трения внутри, не без этого. Да, возможно в какие-то моменты хотелось что-то сделать по-другому. Да, наверное я на ближайший год-два наелся такого острого экстрима и теперь хочется чуть более гладких дорог, чуть более теплого климата, чуть болеее спокойного ритма движения. Но я получил ровно то что хотел. И мне это оказалось по силам. Хотел снега, северного сияния, пурги, хотел увидеть живого белого медведя. Все сбылось. Значит - я молодец.

Значит - МЫ молодцы!
Спасибо вам, парни!

Аркадий. (discovery2)


Ромка


Макс


Андрей (razgrom)


Лёха (alekseyt)


Женька (john-59)


Валя (ValentinAK)


Ваш покорный слуга



Все. Конец.


Tags: Ямал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments