mralex (kurakin_alex) wrote,
mralex
kurakin_alex

Дневники Капитанов Прежних Времен. Продолжение.

(Начало: раз, два)

Клайпеда, Морские ворота. Северный мол.

Как-то лет семь назад довелось мне познакомиться с одним итальянцем. Назовем его Антонио. Дело было в командировке, небольшой компанией мы ужинали, сидя за столиком летнего кафе на шумной площади города Падова.

Был прекрасный летний вечер. Город накрыло приятной прохладой, горели огни фонарей, хотя небо еще светилось закатными красками. В таких мероприятиях мне обычно сложно поддерживать беседу, потому что рабочие разговоры скучны, а других тем вроде как и нет. Но с Антонио было легко, он оказался разговорчивым и умным мужиком, лет сорока пяти. Мы не имели общих дел, поэтому глаза его не горели алчным огнем и в уме он не пересчитывал сколько процентов от своего плана продаж можно на нас выполнить. Мы просто болтали о том о сем, наслаждаясь приятным вечером и тем, что никто никому ничего не должен. Да, бывают и такие командировки, когда на тебя никто не орет матом, а ты не рвешь на себе волосы посылая подрядчикам лучи кровавого поноса. Так вот неспешно разговор от обсуждения преимуществ традиционной итальянской кухни над французской перетек в область истории, а потом с истории на исторические корни нашего собеседника. Он поведал, что фамилия его весьма древняя и довольно известная в Италии. Что предки его жили на этой земле много веков, и тому имеется немало подтверждений. С гордостью Антонио говорил о том, что у него есть родословная своих предков чуть ли не до шестнадцатого века.

- А еще… - сказал он, - у меня хранится миниатюра начала восемнадцатого века. Она совсем небольшая, видимо потому что большую картину было очень дорого заказать, хотя может потому что маленькую проще хранить… На ней изображена женщина средних лет. Это моя пра-пра-пра… бабушка. Маленькая картина, размером с фотографию… Мы храним ее как семейную реликвию и передаем по наследству.

Антонио сделал глоток вина, помолчал пол-минуты, будто раздумывая, затем продолжил.
- На обороте миниатюры сохранилась надпись - "Помните о нас".
Это их послание нам, из прошлого.

-----------------------------------------------------------------


1968 год.

Запланирован большой комбинированный поход: мы с Леней на велосипедах через Калининград едем в Друскининкай, куда на автомобиле со всем снаряжением прибывает основная группа. Оттуда на плоту по Неману плывем в Клайпеду.

Поход начался 4 августа.

(60) Первые километры. Роща акаций недалеко от яхт-клуба в Смильтине. Еще все впереди. Еще в полной мере ощущаешь чувство отрешенности от предстартовых забот, от забот домашних и уже нахлынули дорожные впечатления…


(61) Монумент в честь павших воинов. Семь человек, семь героев Советского Союза преградили путь бегства фашистам из Клайпеды.


(62) Следы войны… Двадцать три года прошло после окончания ее, а до сих пор мы встречаем ее страшные следы.


(63) На косе так разнообразен растительный мир, что постоянно удивляешься и отдыхаешь.

(64) В Ниде на берегу залива. Обширную бухту окружают высочайшие в Европе песчаные дюны. Их высота около 60 метров.

(65) Позади 93 километра первого дня пути и первая ночь в палатке. Ночь с какими-то тревожными снами. Может быть потому, что палатку поставили там где "запретная зона" и где "проходи запрещен". А быть может потому, что слишком много впечатлений в первый день пути. Около 6 часов проснулся от того, что на крыше палатки то появлялось, то исчезало светлое круглое пятно. Раскрыл палатку. В глаза вначале бросились солдатские сапоги, мокрые от росы, покрытые густым слоем травяных семян. Пограничник! Ворот гимнастерки расстегнут, фуражка сдвинута на затылок. В руке фонарь, провод от которого шел за спину к аккумулятору. За плечами - автомат. Открытое, приятное лицо, русые волосы падали из-под фуражки на потный лоб. Видно не мало прошагал, прежде чем остановился у палатки!

"Кто? Откуда? Куда? Документы? Кто еще в палатке? А не боитесь? Здесь рядом дикие кабаны! Счастливого пути!" В таком, приблизительно, направлении проходил разговор, после которого пришел спокойный сон.

(66) Давно знакомое место! (см. фотографии 2, 3)

(67) "Здесь похоронены тысяча двести гвардейцев - отважных воинов 11 гвардейской армии, павших при штурме города - крепости Кенигсберг"


(68) пропущено.

(69) И снова Калининград… Бывшая биржа труда. На этом месте снимались некоторые кадры фильма "Щит и Меч".


(70) Остатки Кафедрального триумфального собора. Когда-то под его сводами отмечались знаменательные даты, коронационные торжества, захоронения членов королевских фамилий…


(71) Собор располагался на острове между двумя рукавами реки Преголь. Сейчас на этом острове - только остатки собора, охраняемые как памятник архитектуры. Дома, окружавшие собор, превращены в груды щебня и те деревья, которые видны на снимке, произрастают на этом щебне, укрытом травянистым дерном.


(72) Кое-какие детали архитектуры, сохранившиеся внутри собора, наглядно говорят о высоком мастерстве его создателей. Из фигурного кирпича выложены стремительные колонны, своды, ажурные переплеты готических окон…


(73) Внутри собора, там где когда-то был алтарь, среди осколков кирпича и штукатурки, сохранились остатки плит с именами "высочайших" особ, погребенных здесь. А снаружи, "на задворках", - скромная могила с простой надписью

Эммануил Кант 1724-1804

…Народ внес свою поправку: на задворках оказались "высочайшие особы".


(74) Опять форт Der Donna (см. снимки 7, 8, 9, 10) Теперь с фортом знакомится Леня.


(75) На этой башне форта Der Donna было поднято знамя победы.


(76) Теперь на башне как за околицей


(77) Зубцы на башне располагались по периметру и между ними можно было обозревать всю окрестность форта.


(78) В походе


(79) (80) В Калининградском зоопарке



(81) Снова в пути…
На багажнике Лениного велосипеда лежит палатка и чемодан с кухней, к раме привязаны удочки.


(82) По этой дороге мало кто ездит. Асфальт серый и трава густо растет не только на обочине, но и в щелях асфальта. Километрах в 6 от этого места проходит граница с Польской Народной Республикой.


(83) Утро на реке Писса около города Гусев.


(84) В жаркий полдень вблизи дороги, что ведет от города Нестерова к озеру Виштынецкому.


(85) На развалинах старой усадьбы


(86) Озеро Виштынецкое (Виштитис) находится на границе между Калининградской обл. и Литовской ССР. В 3-х километрах от южного берега озера проходит граница Польской Народной Республики. Ширина озера 3,5 - 4 км., длина около 7 км. На берегу озера располагается база ВНИИРО.


(87) (88) Встреча на дороге.



(89) (90) А вот и озеро Дуся. В Лаздияйском районе на юге Литовской ССР находится более десяти озер. Наибольшее из них - Дуся. Длина его около 10км., ширина - около 4-х. Километрах в 3-х к востоку - озеро Мятелис, чуть меньше размером, чем Дуся. На этих озерах - многочисленные гнездовья водоплавающих птиц. Наверное потому, что недалеко находится заповедник Жувинтас.
В озерах много рыбыю Живет даже балтийский угорь…
Впереди - Друскининкай.



14 августа, к вечеру одиннадцатого дня похода, прибыли в Друскининкай. За это время на велосипедах проехали 575 километров.

Через 6 дней Лене исполнилось 13 лет.


И вот началась эпопея на плоту.

17 августа к полудню закончилась сборка плота. К вечеру плот был спущен на воду и понес на себе вниз по Неману славный экипаж.

(91) Вот так выглядел наш плот и его экипаж в первые дни плавания: слева видна спина боцмана Дорошенко (кажется, он держится за весло), сидит и невозмутимо поглощает калории Главный теоретик Шкулепа, рядом с ним, делая вид что гребет, капитан Куракин, за ним голая спина стар-п Шприца и озабоченное лицо пол-литрука Кузнецова. Стармех Слободяник и доктор Кафидов на снимок не попали: по большому делу на шлюпе "Второстепенный" ездили на берег, а на обратном пути занимались фотографированием. Пока еще юнга Леня - рядовой состав экипажа - "Несет вахту" на корме плота за велосипедом: никому не мешает и, главное, о тебе не сразу вспомнят.



(92) Стармех Слободяник, политрук Кузнецов и боцман Дорошенко - активные участники самодеятельности. Каждую свободную от вахты минуту они используют для репетиций.

Поскольку плот передвигался по реке сам, без двигателя, он был отнесен к типу самопёров. За спокойный, неторопливый ход его прозвали "Степенный". Шлюпка, предназначенная для экстренных оказий была названа "Второстепенным" и отнесена к типу шлюпов.

(93) Одним из запоминающихся эпизодов плавания явился эпизод преодоления плотины Каунасской ГЭС. Пройдя на буксире 72км стоячей воды Каунасского моря, "Степенный" подошел к плотине. Мнения разделились: одни были за то, чтобы разобрать плот, перенести его по частям через плотину и собрать, другие предлагали воспользоваться одним из кранов установленных на плотине для поднятия затворов. Доктор Кафидов, в быту - инженер-эксплуатационщик, энегричным взмахом руки отмел все наши сомнения: 42-х тонн грузоподъемности крана должно быть достаточно для нашего плота. Стар-п Шприц приступил к подготовке такелажа.


(94) Была разработана четкая технология работ, после чего политрук под командованием боцмана, стал буксировать плот к плотине.

Главный теоретик помогал веслом, Доктор экипировался в костюм альпиниста для работы на высоте.



(95) Плот около затвора плотины. С другой стороны затвора до воды около 10 метров. Но вся беда в том, что кран до воды не достает: она за пределами габарита крана. Предполагается плот опустить на бетонный водосброс, предварительно прикрепив его к затвору, перестропить и по водосбросу с помощью крана опустить до воды.

.. На снимке хорошо виден затвор и ось его поворота.


(96) Все готово. Стармех производит застройку плота.

… На снимке хорошо видна справа подкрановая балка, а на переднем плане - ноги политрука.



(97) Плот в воздухе!

Слева на снимке видна вторая подкрановая балка, которая и мешает перемещению плота к воде.


98) Начинается ответственный этап. Необходимо развернуть плот на 90 градусов, прикрепить к затвору, смайнать на водосброс, перестропить и медленно спустить по водосбросу. Эту операцию поручено провести стармеху и доктору, которые расположились на затворе плотины.



(99) Все проходило как было задумано до тех пор, пока плот не опустился на водосброс. Здесь страховка нарушилась, плот оторвался и рухнул по водосбросу вниз.

Какими пигмеями выглядели мы на плоту под плотиной!



(100) Все готово к дальнейшему пути. Прибиты отлетевшие мачты, палатки, подняты флаги. Только рули решено бросить. Отныне штурвал на плоту - дань романтике…

… А Каунасская ГЭС для нашего "Степенного" совсем неплохой фон.


(101) И снова в путь. Хоть самопер сам прет и ветер-то вобщем был попутный, иногда Неман поворачивался боком к ветру и он сбивал самопер с фарватера на мель к берегу. И тогда звучит команда вахтенного: "Аврал! Всем мочить плавки!"

И мы тянем самопер в глубину: и политрук, и стар-п, и даже капитан. На помощь спешит боцман. Только главный теоретик, поглядывая через плечо, решает: "Пронесет…"


(102) Не пронесло! Пришлось и ему мочить плавки.


(103) (104) (105) 30 августа поход был закончен, самопер "Степенный" в 12 час 50 мин ошвартовался у причала №7 Клайпедского морского торгового порта.
А после этого состоялось скромное заседание инженерного клуба, на котором участники похода поделились своими впечатлениями.
Подробнее о походе следует читать судовой журнал самопера "Степенный", очерк в газете "Советская Клайпеда" от 8 сентября 1968 г.






Продолжение следует...

Tags: Литва, Старые дневники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment