mralex (kurakin_alex) wrote,
mralex
kurakin_alex

Дверь в Лето, Западная Украина. Часть первая - Форт.

Пока народ дожевывает майский шашлык, я напишу пост с продолжением про то как мы ездили на Западную Украину. Так получилось, что у группы товарищей внезапно образовалась неделя отпуска и надо было ее с пользой потратить. Северные маршруты отложили до более теплых времен, на южные неделя это слишком мало, поэтому 27го апреля в пять утра по московскому времени, три экипажа взяли курс на Запад.
Юра Uri + Юля, Андрей Razgrom + Янка Янка, ну и наш доблестный экипаж, собравшись на М1, отправились проверять слухи о кровожадности западных украинцев. Экспедиция предстояла сложная, если не сказать суровая. Постоянное переедание, отсутствие бездорожья, отсутствие четкого маршрута и цели, а так же другие испытания ожидались на нашем нелегком пути.



Границу с Украиной было решено переходить в Белоруссии. Пограничный переход Мокраны оказался вполне приличным местом. Дополнительные услуги таможня хотя и предлагала, но не навязчиво. Никаких каверз и препятствий служители закона нам не учиняли и пропустили с миром через кордон. Так, преодолев за первый день 1100км, мы наконец оказались на территории Украины.





Первое что бросается в глаза, после того как путешественник попадает из Белоруссии в Украину - дороги. Вернее их отсутствие. Асфальт тут не ремонтировался как минимум лет 15. Причем, по всей территории картина абсолютно идентичная. Особенно дико это выглядит на контрасте с дорогами Белоруссии. Там дороги, как говорят у нас во Владимирской области - "хоть яйца катай". Теперь со всей ответственностью могу заявить, в России дороги не самые плохие. Есть места, где со второй нашей бедой все обстоит намного хуже. Конечно, я бы начал искать оправдание в плывунах и топком грунте, который рушит все потуги наших соседей, и делает из асфальта "чёрте-шо", но соседняя Белоруссия как-то умудрилась положить асфальт по своим болотам, да так что он лежит ровнёхонько и никуда не девается.
То есть глаза говорят мне, что дело не в болотах и плывунах, а в рукожопии и воровстве. Ну то есть точно как и у нас, да.



Нитка маршрута в итоге получилась такая Москва - Минск - Мокраны - Ковель - Луцк - Дубно - Кременец - Тернополь -  Чортков - Коломия - Яремча - Рахов - Великий Бычков - Хуст - Мукачев - Ужгород - Львов - Ковель - Минск - Москва. Всего пройдено 4000км. Конечно мы посмотрели ничтожную часть того что надо было посмотреть. Но изначально предполагалось что поездка будет обзорная и впихнуть невпихуемое в неделю никто не планировал. Мы просто катались и смотрели на то, что можно было посмотреть по дороге. В приоритетах были военные объекты, замки, природа, пара городов.



Лютеранская кирха в Луцке. Красивое здание из старого желтого кирпича. Снаружи смотрится красивее чем внутри.





Аборигены дружелюбны и общительны. На улицах подходят и сами предлагают помощь, рассказывают и показывают достопримечательности, советуют дорогу и вообще проявляют всяческое расположение к путешественникам. Это касается всей территории Западной Украины. Сказки про диких бандеровцев - полная чушь. Мы ни разу не видели пьяную молодежь, гопников, или чтобы кто-то на улице пил пиво сидя на лавочке. Возможно нам повезло, но проехав добрую тысячу километров по этой территории ответственно говорю - везде было одинаково доброжелательно.

Боцман знакомится с местными жителями.


Рядом с кирхой дом художника. Судя по груде пустых бутылок во дворе, ФИО его музы Зеленый Змий Иванович.



Речка Стир прилично разлилась и улица наполовину затоплена водой.



Замок в Дубно мимимишный. Чистой воды туристический объект с ресторанчиком, магнитиками, красивыми цветочками внутри и конечно с платой за вход. Меня такие места совершенно не раздражают, потому что сделать итересное место, облечь руины в некий смысл и брать за это небольшие деньги мне кажется нормальной практикой. За вход в кремль ведь тоже платить надо.



Надо сказать, что с замками за эту поездку мы явно переборщили. Я их посмотрел до икоты столько что наверное теперь долго не захочу на них смотреть.









Конечно каждый такой замок заслуживает отдельной долгой истории, легенды и доброго проводника, который увлеченно и со знанием дела про все это расскажет. Но мы как всегда спешили. За неделю посмотреть и объехать хотелось как можно больше, в планах были Карпаты, Львов и еще много всего... Поэтому пройдясь по территории крепости мы двинулись дальше. Тем более, что нас ждали не менее захватывающие виды...










Следующей точкой был Дубенский (Таракановский) форт. Тут остановлюсь более подробно, так как эта точка действительно оказалась одной из центровых за всю неделю.
Во второй половине XIX века, российская империя решила построить сеть оборонительных рубежей для защиты от австрияков и прочей немчуры. За дело взялись с размахом. По проекту должно было получиться нечто вроде Тора-Бора... В строительство Дубенского форта вбухивают 66 миллионов рублей. Тех рублей которые весомее сраного доллара и гнусного франка. Вообще проектом в пору было заинтересоваться старику Навальному, если бы он тогда держал страничку на жж. Судите сами... 66 миллионов вливают в строительство инновационной крепости из кирпича и бетона (новейшая на то время технология). Форт оснащается электричеством и телефоном. Гарнизон форта - артиллерийская рота и две роты пехоты. Пушки, пулеметы, все дела... форма укреплений - ромб со сторонами по 240 метров. Высоту стен можно оценить по фоторгафиям, я специально снимал с масштабными фигурами.
Вот например на улице форта стоит Ниссан Патрол.



Оставив машины, вооружаемся фонариками и ныряем в глубину сырых казематов.



Укрепление потолка - двутавр и бетон.



Сеть подземных переходов, говорят, до сих пор до конца не исследована. Многие ходы замурованы еще в царские времена.



Внутренние улицы форта.





Ну вот, а теперь, когда впечатление о масштабах строения получено, самое интересное. Форт никогда не использовался по назначению. В 1915м году наши части оставили форт без боя, а в 1916м году в ходе Брусиловского прорыва наши выбивали оттуда австрийцев. Потом, в 1920м году, конная армия Буденого пыталась выбить оттуда поляков. Для меня это вообще самый непостижимый эпизод. Достаточно посмотреть на строение, чтобы понять - без авиации тут вообще нечего делать. Какая конная армия? Буденый был явно не в себе когда отправлялся на штурм.







Лестницы когда-то были с чугунными ступенями. Огрызки до сих пор торчат из стен.







Внезапно из темноты возник колодец для подачи снарядов.



Верхний ярус.



Андрей показывает на крышу форта, стоя на крыше форта.







Причины разрушений до конца не понятны. Что-то было подорвано еще при отступлении в 1915м году, Что-то было разрушено во время брусиловского прорыва, после войны стены использовали для подрыва собранных по полям боеприпасов.






















На кадре внизу надо найти двух людей.







Вот такое стрение... Бессмысленное и беспощадное. Про него много чего написано и есть целый форум где обсуждаются фортификационные вопросы, на котором Таракановскому форту уделено большое внимание. Это действительно циклопическое сооружение, которое к сожалению ни разу не выполнило свое предназначение. Во второй мировой он не принимал участия. Немцы его обошли, и наши тоже не использовали как стратегический объект. После войны пытались использовать как склад, но продукты там быстро сгнивали, а запчасти ржавели. Такая черная дыра, которая сожрала кучу денег, овощей, механизмов и новейших идей фортификации. Сейчас крепость стоит на баллансе Министерства обороны Украины. Интересно посмотреть на остаточную стоимость.


Tags: Западная Украина, Карпаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments